В этом году в ОЭЗ «Алабуга» откроются 6 новых заводов к уже 10-ти существующим

В условиях всеобщего экономического спада Татарстан не теряет инвестиционной привлекательности для зарубежных компаний. Точкой притяжения иностранных инвестиций остается ОЭЗ «Алабуга», где сегодня сосредоточено 80% всего привлеченного в республику капитала, и тем самым она продолжает демонстрировать контртренд.

Считается, что особые экономические зоны — это территории опережающего развития, которые помогают наращивать «мышцы» для дальнейшей инвестиционной активности региона. Но, как показывает практика, не всегда этот универсальный инструмент, который значительно упрощает процесс притока инвестиций, работает безотказно. По словам экспертов, в россии особые экономические зоны стартовали дважды — в начале 90-х и в середине 2000-х — и оба раза результаты оказывались скромнее ожидаемых.

Исключение составляет ОЭЗ «Алабуга», которую по праву называют прорывной точкой роста на инвестиционной карте страны. за девять лет с момента своего создания «Алабуга» превратилась из малоизвестной провинциальной зоны с налоговыми преференциями в авторитетную российскую промышленную площадку, на которой развернуты производства американских и европейских компаний с мировыми именами.

По мнению экспертов, основной причиной высокого рейтинга елабужской площадки является грамотная и продуманная бизнес-стратегия, направленная, прежде всего, на завоевание доверия в мире. Приход американской компании Ford, а затем датской компании Rockwool стал знаковым сигналом для остальных мировых производителей. руководство республики приложило все усилия, чтобы их заводы были построены в максимально короткие сроки и быстрее начали выпускать продукцию. К примеру, на строительстве завода теплоизоляции Rockwool работали строительные организации из разных городов республики. С запуском их в эксплуатацию зарубежные инвесторы убедились в эффективности локализации своих производств в России. Таким образом, этот первый шаг в привлечении резидентов и предопределил весь дальнейший ход развития ОЭз «Алабуга», — указывают эксперты. И действительно, вслед за этим интерес зарубежных компаний значительно возрос.

Сегодня ведущими резидентами ОЭЗ «Алабуга» являются известные турецкие холдинговые компании «Шишеджам», «Джошкуноз», «Хаят», чьи производства будут открыты в 2014-2015 годах. Два проекта, соглашение по которым были подписаны в 2011 году, реализует турецкий холдинг «Шишеджам». В этом году он откроет завод «Тракья Гласс рус» по производству листового стекла, зеркал, стекол с покрытием годовым объемом производства 250 тысяч тонн и завод по производству автомобильного стекла «Аутомотив Гласс Альянс рус» с объемом производства 500 тысяч комплектов в год. Другой резидент компания «Джошкуноз» в 2012 году подписала соглашение с Ford-Sollers на поставку автокомпонентов для производства автомобилей в Елабуге. В соответствии с ним в этом году откроется завод по производству кузовных деталей с объемом производства 6,1 млн единиц в год. И наконец, группа «Хаят» откроет сложнейший с технологической точки зрения заводт «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри», производящий МДФ, ОСП и ДСП плит 475 тысяч кубических метров в год. Второй завод этой группы «Хаят Кимья» по изготовлению бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения будет запущен в первом квартале 2015 года.

Как иностранцы строят заводы на российской земле 

Привлечение подрядных организаций для строительства заводов ведется самим иностранным инвестором. В некоторых случаях, функции генподрядной организации они доверяют строительной компании из своей страны и самостоятельно устанавливают сроки реализации проектов. По словам строителей, всем инвесторам, независимо от национальности, хочется построить и сдать объект в максимально короткие сроки. Другое дело — подходы к работе. В этом смысле выделяются американцы, для которых главное — это безопасность на стройке. «Прежде чем начать собеседования, они предупреждают: — мы хотим на своих объектах полную безопасность, — рассказывают строители. Этот подход многим нашим строителям нравится, так как с этого начинается культура производства. Можно сказать, они первыми стали задавать стандарты безопасной работы на строительных объектах в Татарстане».

По словам строителей, обычно строительство одного завода длится не менее двух лет. По российским меркам это немного, так как в зимнее время производительность труда падает на 35-40%. Хотя в первое время иностранцы были обеспокоены этим, так как рассчитывали уложится в более короткие сроки.

— При определении сроков строительства надо отталкиваться от проекта, — говорит представитель компании «СтройПодряд» Сергей Горбунов,

чья компания участвует в сооружении завода «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» группы «Хаят», ведет технический консалтинг для строительства завода «Хаят Кимья», а также является генподрядчиком в строительстве распределительного центра HaviLogistics.

— Уже на начальном этапе проектных работ нашими специалистами были проанализированы материалы и конструктивные решения, предлагаемые иностранными заказчиками. Это именно те материалы, которые они используют на своей родине. По результатам нами было предложено заменить часть материалов и конструкций на более подходящие для нашего климатического региона. Умение планировать реализацию проекта на основании климатических условий нашего региона- это, пожалуй, самая действенная помощь, оказываемая нашей компанией для иностранных инвесторов.