Учимся делать смотровую яму в гараже

Смотровая яма в гараже должна быть и другой вариант даже не рассматривается. А если ещё и сделать её своими руками, размеры подобрать оптимальные, гидроизолировать надёжно, организовать способ закрытия, то у вас появится предмет гордости на многие годы.

До или после строительства гаража

Если ваш гараж без смотровой ямы и вас останавливают сомнения (а можно ли, а не сделаю ли хуже и т.д.), то прогоните эти сомнения прочь – яму можно делать как одновременно со строительством стен гаража, так и спустя время после завершения всей стройки. Единственное неудобство, которое вас ожидает, заключается в наполненности гаража даже за короткий срок эксплуатации. Ведь вам придётся копать яму, вытаскивать землю, возможно перед этим резать бетонное основание – в общем, пыли будет много. Придётся либо выносить особо ценные вещи, либо закрывать какой-то плёнкой.

Яма до заливки пола. Обратите внимание на гидроизоляцию обратной стороны кирпичей.

Но если вы строите гараж, не имея при этом авто и одновременно не имея желания строить сразу и яму – пересильте свою лень. Даже если что-то в жизни пойдёт не так и автомобиль у вас так и не появится, смотровая яма своими внушительными размерами всегда прослужит вам отличным хранилищем. Правда, хранить внутри вы сможете только те вещи, которые не поддаются коррозии. Но и таких всегда хватает – с годами барахла в гараже/мастерской собирается много.

Подбираем размеры

Как вы понимаете, размеры смотровой ямы – самый важный момент. Ведь не хотелось бы прогадать в подборе значений ширины, длины и глубины, чтобы чувствовать себя комфортно (настолько это вообще возможно в условиях ямы) за время пребывания внутри. Если у вас уже приобретён автомобиль, то вам проще – размер без труда вы подберёте самостоятельно. Но если авто отсутствует или вы меняете машины каждые два года, то нужно попытаться подобрать самые оптимальные и универсальные размеры.

Длина

Подбираем данный параметр по автомобилю. Лучшим вариантом будет формула длина авто + 1 метр. Это позволит вам выполнять ремонтные работы без проблем, но главное – вам будет удобно спускаться внутрь ямы. Самый оптимальный (но трудоёмкий и дорогой) способ: сделать яму на всю длину гаража. В таком случае вам не придётся «плясать» вокруг автомобиля, если понадобится часто спускаться и подниматься. Конечно, этот вариант нецелесообразен, если ваш гараж метров 7 и больше. Тогда лучше сократить длины ямы, чтобы не выбрасывать деньги на столь нецелесообразное строительство и свои труды. Ведь мы говорим именно о смотровой яме своими руками, а не чужими.

Ширина

И вновь поможет наличие авто. Но автомобили бывают разные и если вы любитель менять машины с частотой замен носового платка, то лучше подобрать универсальную ширину. Для человека среднего телосложения 80-90 сантиметров ширины ямы будет вполне достаточно. Только не забывайте, что ещё до самого строительства вам необходимо определиться с черновыми размерами, без учёта материала для стен. То есть, к примеру, если яму облицевать шлакоблоком (его ширина 20 см), то для общей полезной ширины в 80 см черновая ширина будет составлять 120 см.

Глубина

А вот здесь уже автомобиль практически не нужен – ориентируйтесь на свой рост. Ведь ремонт в стоящем положении с постоянно поднятыми руками является довольно утомительным делом. Вам нужно максимально точно «угадать» размер глубины, чтобы руки не очень быстро уставали. Обычно применяют формулу рост владельца + 15-20 см. Только и здесь не забывайте, что у вас смотровая яма будет с полом и учитывайте при рытье его будущую толщину.

Несколько полезностей и советов

Если размеры смотровой ямы – это более-менее понятно, то некоторые нюансы строительства могут вызывать некоторые затруднения. Приведём несколько рекомендаций, чтобы максимально облегчить ваш труд и избавить от ненужной головной боли.

  • Если вы знаете, что на участке грунтовые или подземные воды слишком близко, то все работы проводите в августе-сентябре.
  • Обязательная гидроизоляция стенок обеспечит отсутствие постоянно мокрых стен. Хотя от конденсата вам не спастись – разница температур внутри и снаружи ямы будет всегда.

    Самый качественный способ защитить авто от конденсата из смотровой ямы — расположить яму сбоку в гараже. Только тогда гараж получится нестандартной формы.

  • Верхняя окантовка из стального уголка – лучший способ идеально организовать фиксацию досок, которыми вы закроете яму.
  • Доски или щит из них должны быть по толщине не менее 40 мм. Такие размеры позволяют выдержать и вес авто, случайно наехавшего на них, и вес человека.
  • Если при строительстве прямо в стенках делать ниши, то у вас появится место для временного хранения инструмента во время ремонта.

    Помимо инструмента на время ремонта в таких нишах можно хранить бутылки с маслом или другие узкие вещи.

  • Если розетка ещё может вам понадобится внутри ямы, то светильник там может быть неудобным для использования. Ручной переносной светильник для автомобилистов – лучший вариант, чем организация стационарного, направленного вверх абажуром.

    Кажется очень привлекательным, но на практике свет слепит глаза. А так и до беды недалеко.

  • Когда на улице будет стоять жаркая погода, то не поленитесь проветрить яму – откройте её на несколько часов, чтобы она внутри просушилась.
  • Если вы захотите сделать заливные бетонные стенки, то без арматуры вам не обойтись. Но ни в коем случае не делайте самую распространённую ошибку – не забивайте куски арматуры в земляные стенки ямы. Они быстро начнут гнить и этот процесс медленно, но уверенно перейдёт внутрь стенок.
  • Лестницу внутрь ямы можно выполнить с широкими ступеньками, чтобы было удобно пользоваться.

    Пример «неправильной» лестницы: придётся самому сгибаться, чтобы вылезть из-под авто или при ремонте.

  • Чем плотнее будет щит из досок, тем меньше конденсата будет попадать на днище вашего стального коня.

Вместо заключения

Своими руками всегда тяжело трудиться. Но если речь идёт о незначительных и не столь точных работах – а смотровая яма в гараже именно такой случай – то это прекрасный вариант проверить себя и набраться опыта. Давайте смотреть правде в глаза: это тот случай, где незначительные погрешности в строительстве допустимы. Ведь в яму мы спускаемся далеко не каждый день, а когда и приходится, то не на продолжительное время. Так что вперёд – у вас всё получится!