Тротуарная плитка своими руками: делимся впечатлениями

Когда-то мы решили попробовать себя в изготовлении тротуарной плитки. Признаемся, что целью было не заработать деньги, а сделать именно для себя, вернее, для своего участка. Просто любопытно тогда было, насколько эта затея покажется рентабельной и какое качество мы получим на выходе. К сожалению, фотографий не осталось никаких, поэтому ограничимся устным описанием. Одну зиму только и занятие было, что читать интернет и набираться теоретических знаний. К весне было принято решение перейти от теории к практике.

Вибростол

Начитавшись форумов по изготовлению тротуарной плитки, порасспрашивав тамошних обывателей, мы сделали вывод – тротуарная плитка может получиться только при правильной вибрации бетона в формах. Оно-то вроде и понятно, но что аж столько нас ожидало нюансов – этого мы сразу представить не могли. Вибростол только кажется простой конструкцией, но на деле всё обстоит куда серьёзнее. Во-первых, мы совершили ошибку, когда не рассчитали размеры будущих форм. Теперь знаем, что подбирать ширину и длину столешницы лучше так, чтобы формы ставали максимально плотно друг к другу: и больше сделаете, и «пляски» форм по столу не будет во время работы двигателя. Второе, что учли на будущее, это подбор самого двигателя и дисбаланса. Колебания должны быть:

  • Равномерными, чтобы не получилось так, что бетон в одной форме уже утрамбован, а во второй ещё нет.
  • Не сильными, чтобы раствор не «кипел», иначе о качестве внешнем и качестве в целом можно забыть.

Третье – это конструкция самой столешницы, которая должна быть продумана так, чтобы остатки раствора можно было легко содрать и убрать с поверхности. Уже за пару часов работы раствора насобиралось значительно, хотя может это мы не аккуратные, кто знает.

Двигатель у нас был на 1 кВт и 3000 оборотов. Через работу эксцентрика постоянно приходилось подтягивать винты крепления и те винты, что скрепляют две половинки корпуса двигателя между собой. Да и настройка эксцентрика проводилась очень мучительно долго: всё никак не удавалось добиться равномерности. Путём проб и многочисленных ошибок (по неопытности) мы наконец-то добились результата, который нас удовлетворял. Это случилось примерно на 20-той плитке. Предыдущие 19 тротуарных плиток были отвратного качества: пузырьки воздуха не выходили полностью и на поверхности было много мелких раковин.

Формы

На тех же форумах мы сделали для себя новое открытие – формы бывают разные. То, что размеры и конфигурация отличается, мы знали и до этого. Но то, что от материала формы зависит и её долговечность, и качество самой тротуарной плитки – это стало действительно открытием. Проблема заключалась в том, что те формы, которые позиционировались как лучшие, имели высокую стоимость. По бедности мы выбрали простые и самые дешёвые формы из вторсырья польского производства. Новенькие и блестящие, они казались безупречными. Но: края были немного загнуты внутрь и при расформовке плитка также принимала такие изгибы. Вроде и не критично, ведь именно эта часть будет незаметной для глаза, но всё же неудобно было проводить распалубку.

Мытьё форм – отдельная история. Если бы речь шла о незначительном количестве, то проблем бы не было. Но несколько сотен форм, которые нужно мыть после каждого использования, представляли огромный труд. Слабый раствор соляной кислоты или чистый уксус решали проблему на «ура», но это требовало дополнительных денег. Где-то на форуме мы встретили информацию, что мыть необязательно формы, а после следующей заливки и вибрации остатки бетона слипаются с новым бетоном. Проверили – так и есть. Но такле наблюдалось только при первых попытках, пока формы были почти идеальными, без царапин внутри. Микроцарапины «отбирали» на себя всё больше и больше бетона и тогда уже без мытья не обойтись. Повторимся: речь не идёт о производстве на продажу. Изначально у нас была задумка сделать 150 квадратных метров плитки для своего участка. Поэтому при таких мизерных объёмах можно и помучаться.

Бетон

Это тоже отдельная история, которая заслуживает на детальный опус. Форумы предоставляли совершенно разную информацию. Одни хвалили карьерный песок, вторые боготворили только речной, третьи не брезговали и даже рекомендовали речной, а некоторые писали лестные отзывы о пыли с отсева. Пришлось ради объективности и любопытства испробовать все виды песка, которыми мы располагали, в том числе и отсев. Результаты были такими: из отсева получается плитка среднего качества, из речного и морского песка – самая лучшая, карьерный песок проиграл по всем показателям. Даже после тщательной вибрации и полного высыхания в течении месяца такая плитка раскалывалась при незначительном ударе. Почти тоже самое наблюдалось и с плиткой из отсева. А песок, который не содержал земли и глины, который море или речка очистили от всего нежелательного, оказался самым лучшим.

Пропорции бетона мы скрупулёзно записывали в блокнот, чтобы потом не забыть. Не претендуем на правильность, но свой рецепт мы нашли: 1 часть цемента М400, 2,5 части песка и 2 части комбинированного щебня (1 часть – гранит после просева отсева и 1 часть 5-10 фракции). Воды должно быть очень мало, чтобы бетон был едва мокрым. Если вдруг надумаете добавить больше водички, то качество плитки будет низким.

Вот она — наша плитка. Размеры 300*300 мм и толщина 30 мм.

Несколько слов из подмеченного

  • Помимо вибростола понадобится ванна, где в горячей воде нужно проводить распалубку форм. Мы в конструкцию обычной чугунной ванны вставили несколько тэнов и таким образом получили постоянно горячую воду. Ведь остывать она будет очень быстро – каждая форма с плиткой «отнимет» драгоценные градусы. Только нужно при таком способе не забывать о технике безопасности: пока руки в ванной – никакого подключения к сети.
  • Для получения цветной тротуарной плитки используются специальные пигменты. Ради любопытства мы проверили старый способ: в бетон добавили полведра сажи с дымохода. Получилась красивого чёрного цвета плитка. Может для кого-то покажется траурным и унылым, но зато бесплатно и весьма симпатично.
  • Если формы уже «подгулянные», то для расформовки можно не использовать ванну. Тот же вибростол поможет вынуть плитку из формы, если перевернуть её и на несколько секунд включить аппарат. При новых формах такое не получается по причине упоминаемых загнутых краев.
  • Толщина плитки – это тот момент, за которым не стоит гнаться. Поначалу мы ошибочно полагали, что чем толще, тем лучше. Но 30 мм вместо 60 вполне хватает. Ведь если под плиткой не будет пустот, то она не треснет. В качестве примера проведите красноречивый эксперимент: попробуйте проткнуть пальцем газетный лист, который лежит на столе. Вряд ли у вас получится, если вы не Халк, Бэтмен или внук Брюса Ли.
  • Воздух под давлением от компрессора выдувает остатки бетона из формочек, только желательно одевать защитные очки. Получается дольше, чем мыть, но полностью бесплатно. Мы не скупердяи, но время было такое безденежное.
  • На многих форумах встречалась информация о том, что вибрация одной партии форм с бетоном должна длиться не дольше одной минуты. Даже упоминалось время в 15-30 секунд! Почему так должно быть: при вибрировании бетона щебень опускается вниз формы, то есть ближе к поверхности лицевой части плитки. В результате плитка по толщине будет иметь неравномерно расположенный щебень, а значит и качество будет низким.

Вместо заключения

Тротуарная плитка своими руками – изготовление вполне возможно. Особенно, если стремиться именно к качеству и, тем более, это качество легко проверить. Мы можем точно сказать, что наша плитка получилась намного лучше той, которую можно встретить в магазинах. Не станем хвалить себя или ругать других производителей. Ведь при больших объёмах некоторым так и хочется сэкономить: то песка больше добавляют, то щебень кладут покрупнее, то не стараются получить идеальную поверхность, чтобы сэкономить время. Действительно, найти добросовестного производителя тротуарной плитки сложно, так что можно попробовать собственные силы.