Садовая тачка: наши рекомендации и опыт

Садовая тачка очень помогает владельцам частных домов и дач. Перевести землю, ящики, песок или щебень, даже сухое сено – работа для неё найдётся всегда. Учитывая, что магазинные варианты далеки от идеала, особенно в плане надёжности исполнения, то садовая тачка, изготовленная своими руками – лучший вариант.

С одним колесом или двумя

Выбор непростой, согласитесь. Ведь каждый из вариантов имеет свои плюсы, но и минусами не обделён. Одноколёсный вариант более манёвреннее, но нагрузка на руки ощущается постоянно. Двухколёсная тачка не даёт рукам сильно уставать, но и не настолько манёвренная. К примеру, два колеса точно не поместятся на узкой бетонной дорожке и придётся минимум одним колесом топтать землю. Оно и нестрашно, если там ничего не растёт. Но ведь могут быть вдоль дорожки посажены цветы, виноград или любая другая культура.

Такая тачка даже с виду кажется неподъёмной. А если её загрузить щебнем или песком — руки от пары ходок вытянутся до колен.

Наш выбор – двухколёсная тачка. И только по одной причине: ею проще управлять и не так устаёшь. Одноколёсная тоже неплоха, но можно запросто её опрокинуть, если центр тяжести груза размещён не по центру тачки и руки уже устали за часы работы.

Какой материал лучше

Учитывая, что мы рассматриваем самостоятельное изготовление тачки, то нужно выбрать материал. И сделать это обоснованно, ведь делаем раз и навсегда. Выбор не так и велик, что может и к лучшему:

— древесина

— чёрный металл

— нержавеющая или оцинкованная сталь

Деревянная тачка менее долговечна, не столь красива, но проста в изготовлении и легка сама по себе. Не нужно сварочных работ, несколько досок, саморезы и отвертка или же гвозди и молоток. Ещё одно преимущество – это самый дешёвый вариант.

Вот любопытная конструкция — снял кузов и можно мешки перевозить. Но 4 колеса делают проезд удобным только по ровному основанию.

Тачка из чёрного металла потребует сварочного аппарата и человека, который с ним может обращаться. Но зато такой вариант намного долговечнее предыдущего. Правда, и тяжелее, что может сказаться, если установить «неправильные» колёса. Об этом поговорим ниже.

Нержавеющая сталь – практически вечный материал. Кто-то посчитает глупостью и необоснованным транжирством такую конструкцию, но она точно переживёт вас, детей и внуков. Тонкая листовая нержавейка ненамного будет тяжелее обычного чернового листа, но по долговечности равных не найти.

За исполнение — двойка, но за фантазию твёрдое «5».

Наш выбор – металл. Нержавеющий или нет – это уже зависит от ваших доходов. Но деревянную конструкцию, считаем, нет смысла изготавливать, так как уже через пару лет придётся делать заново.

Основные элементы

Садовая или строительная тачки – конструкции отличаются несущественно. Основные элементы будут присутствовать и в одной, и во второй:

  1. Рама. Круглая труба или квадратный профиль – скорее всего, вы остановитесь на этих материалах. Но можно обойтись без рамы: непосредственно к кузову будет приварен прут под колёса и рукоять для удержания.
  2. Кузов. Заводской вариант обычно представлен штампованным кузовом, где нет сварного шва. В нашем варианте, когда тачку будем делать своими руками, то придётся сваривать между собой пять заготовок. Это будет днище и четыре борта. Можно попытаться минимум две стороны согнуть. Но получится ли это у вас – решать не нам.
  3. Колёса. Поверьте, что от этих элементов зависит многое. Наиболее оптимальный вариант – это камерные колёса. И пускай вас не смущает, что существует риск пробить колесо или часто его подкачивать. Зато на таких колёсах ваш агрегат будет буквально сам бороздить просторы участка.
  4. Рукоять. В форме букв «П», «Т» или «Н» – это тоже нужно решить. Предварительные чертежи помогут определиться. Лично наш выбор падает на П-образную рукоять или Н-образную. Оставшийся вариант («Т») не очень удобен, если придётся перевозить слишком тяжёлый груз.

    Нет подставки — придётся постоянно наклоняться за ручкой тачки.

Основные рекомендации

  • Обязательно делайте чертёж. Тачка по чертежу – это намного лучше, чем мысли по её изготовлению в голове. Чертежи дают возможность «увидеть» задуманное, просчитать все варианты наперёд.
  • Объём кузова – очень важный параметр. Советуем заранее спрогнозировать, что вы будете чаще всего перевозить. Кстати, если вы точно знаете груз, то под него подберёте форму кузова. Например, ящики или канистры с водой можно будет ставить максимально плотно друг к другу.
  • Если используется листовая сталь, то нелишним будет выполнить окантовку поверху конструкции. В противном случае вы рискуете травмироваться при падении на тачку. Мало ли, всякое бывает в жизни.
  • Рама, скорее всего, будет изготовлена из пустотелого материала. Постарайтесь не заваривать торцы профиля или трубы, чтобы попавшая внутрь вода могла вытечь. Или наоборот, заварите наглухо, чтобы снег, дождь или вода от полива огорода не могли попасть внутрь металлических деталей. Коррозия быстро сделает своё коварное дело.
  • Если колеса будет два, то настоятельно рекомендуем провести точный расчёт по расположению оси, где будут крепиться колёса. Это позволит не испытывать ненужной и лишней нагрузки при перемещении тачки.
  • Красить или нет – дело хозяйское. С одной стороны, окрашенная тачка более привлекательна. С другой – слой краски быстро слетает, ведь тачкой перевозятся далеко не вата и поролон.
  • Чертежи позволят «увидеть» ещё один важный момент – высоту от борта до поверхности земли. Например, вам понадобилось грузить мешки с цементом или другой тяжёлый груз, который нельзя бросать и приходится аккуратно класть. Вот тогда ваша спина скажет создателю тачки или тёплые слова благодарности, или упрёк в неточном выборе высоты.

    Защита колёс в данном случае излишня. К тому же, крылья часто первыми выходят из строя на тачках.

  • При одном колесе ровно половину нагрузки будете транспортировать именно вы. Хотя выгружать такую тачку намного удобнее, когда речь идёт о сыпучих материалах.
  • Кстати, о быстрой разгрузке. Тот борт, через который вам придётся чаще всего сгружать определённый груз, должен быть качественнее остальных по степени надёжности.
  • Если тачка будет храниться на улице, то лучше сделать в днище кузова несколько отверстий для стока воды. Это позволит жидкости не задерживаться внутри, а зимой это ценно тем, что вода не сможет замёрзнуть и повредить борта силой давления.
  • Обрезиненные части ручек позволят вашим ладоням не чувствовать холод металла и вы точно не запачкаете руки о ржавчину.
  • Резина колёс «боится» солнечных лучей. Так что оставляйте тачку под навесом на длительное время простоя без работы.
  • В части тачки, которая будет ближе к вам, желательно придумать упор, который позволит не наклоняться при остановке вашего колёсного помощника.
  • По поводу «неправильных» колёс, о которых мы говорили выше. Камерный вариант намного лучше, чем бескамерный или вообще полностью железных колёс. С колёсами, где обод выполнен из цельной резины, вам будет тяжелее тянуть или толкать перед собой тачку.
  • Колёса подойдут из велосипеда, мопеда или даже мотоцикла. Если у вас такие завалялись в хозяйстве, то вам повезло – стандартные «тачечные» колёса имеют довольно ощутимую стоимость.

Вместо заключения

Садовая тачка своими руками – чертежи или наброски, инструмент и вперёд. Если всё правильно спланировать, посмотреть на ошибки других, прислушаться к нашим рекомендациям, то у вас всё должно получиться. Можно купить и не мучать себя дополнительными работами. Но, повторимся, нынешние варианты, которые в магазинах, крайне ненадёжные в своей конструкции. Такое впечатление, что их делают люди, далёкие от представлений о качестве.