Короткая история двигателя

Как только человек научился выполнять даже простейшие операции, так сразу до него дошло – нужно беречь руки, экономить время и силы. На повестке дня стояло изобретение механизма, который бы заменил мускульную силу человека. Не станем спорить, что было первым: может водяное колесо, а может парус на корабле или ветряная мельница. Так или иначе, но все они были прообразами первых двигателей. Но ветер – явление далеко не стабильное, а вода в реке хоть и стабильнее, но сам водоём присутствует далеко не в каждом регионе. Посему каждый мало-мальски грамотный инженер тех давних лет считал своим долгом изобрести двигатель.

Это сейчас двигатели радуют своей надёжностью, компактностью и стоимостью. А тогда об этом можно было лишь помечтать. Паровой мотор в исполнении Ивана Ивановича Ползунова можно назвать поистине толковым агрегатом, который мог бы решить все (или почти все) проблемы человечества, где требовалась сила человека или животного. В том далеком 1763 году изобретение Ползунова имело мощность всего-то 1,8 лошадиных сил. Но славянский ум, смекалка и опыт позволили уже через год получить двигатель в 32 л.с..

Можете себе представить, настолько высоко оценили изобретение Ивана Ивановича, если в качестве награды он получил аж целых 400 рублей. Эта цифра вам ничего не говорит, но мы пересчитаем по курсу и получим 7000 долларов. В те времена подобную зарплату получали в год (!) чиновники, а тут простой русский изобретатель..

После этих событий ещё столетие уйдет на то, чтобы придумать двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине. Что только не испробовали самоделкины – даже порох артиллеристов пойдет в ход. Но увы, такой механизм покалечил не один десяток изобретателей.

И вот только во второй половине XIX века, едва успевая один за другим, начнут появляться первые бензиновые двигатели. Дизель, Бенц, Отто, Кларк, Ленуар – эти изобретатели практически одновременно каждый в своей стране предоставил на обзор и суд общественности свой вариант двигателя. Кстати, суды тогда не успевали обрабатывать иски, ведь каждый из этих инженеров считал, что именно он является первым, а остальные просто нагло сперли идею.

Всё ХХ столетие ушло на совершенствование механизма. Бензиновая модель или дизельная, авиационная или корабельная, двухтактный или четырёхтактный – работы инженерам хватало. И вот теперь, если внимательно осмотреться вокруг, мы все должны заметить, что ручной инструмент постепенно отошел на дальний план. Конечно, без него ещё не обойтись, но и роль его стала вовсе не главной. Катера и бензопилы, газонокосилки и бетономешалки, трактора и лифты, мотобуры и комбайны – всей техники не счесть, которая работает за счет двигателя.