Бетонные дорожки своими руками — красивый бюджетный вариант

Самостоятельное изготовление бетонных дорожек на даче приходится выбирать, когда нет возможности или финансов выполнить более дорогостоящий вариант. Однако не стоит судить, что бетонная дорожка будет смотреться уродливо или быстро придёт в негодность. При желании можно сделать и красиво, и надёжно.

Для начала нужно объективно проанализировать сильные и слабые стороны дорожек из бетона. Мы приведём свои размышления, но, возможно, наш взгляд будет немного отличаться от вашего. Хоть опыта у нас достаточно, но всегда нужно понимать, что вселенский опыт будет куда больше нашего собственного.

Преимущества

  • Быстрое изготовление. Если сравнивать с самым ближайшим конкурентом — тротуарной плиткой — то такие дорожки намного быстрее изготавливаются. Не спорим, многое зависит от сноровки и опыта, но по нашему опыту заливные площадки отбирают намного меньше времени, чем из тротуарной плитки.
  • Доступная стоимость. Песок, цемент, щебень, при желании арматура или кладочная сетка — это то, что вам придётся прикупить. Некоторым везёт, если песок удаётся достать совершенно бесплатно (наличие песчаного карьера или обилие песка возле реки).
  • Долговечность. Если операцию по обустройству дорожки выполнять верно, не жадничать на цементе, армировании и тщательно выравнивать, то дорожка точно прослужит вам несколько десятилетий. А если и случится трещина, то это вполне поправимо.

Недостатки

  • Желательно иметь бетономешалку. Это не обязательное условие, но ой как желательное. Особенно, если предстоят работы объёмные. И дело здесь не только в том, что ваша спина и руки вам скажут спасибо, а ещё и в качестве бетона. Автоматическое перемешивание даёт возможность получить бетон высокого качества.
  • Нужно подобрать погожие дни для работы. Один из страшных для бетонной дорожки вариантов — дождь сразу после заливки. Капли не только обезобразят внешний вид поверхности, но и сделают эту поверхность уязвимой. Дорожка будет истираться под ногами, постепенно вымываться последующими дождями и о долговечности можно забыть.
  • Понадобится материал для опалубки. Это на самом деле может стать недостатком, так как не у каждого есть в наличии доски или листовое железо, квадратный профиль или дрогой схожий вариант. И здесь получается, что покупать жалко ради одноразовой работы и достать не покупая может стать сложным делом.

Как видите, недостатки не столь принципиальны и их можно назвать больше придирками. Но всё же советуем приложить все усилия, чтобы у вас перед началом работ появилась бетономешалка, качественный материал для опалубки и не забывайте просмотреть прогноз погоды до начала работ.

Бетонные дорожки своими руками — пошаговая инструкция

    • Первое, что мы вам настойчиво порекомендуем — рассчитайте количество материала. Особенно это касается цемента, так как хранить его долго нежелательно. Песок, щебень, материал для армирования — это всё, если окажется лишним, может пролежать хоть сто лет без ущерба. Для расчёта понадобится знание габаритов: длина, высота и ширина. Умножив эти три показателя, вы получаете объём бетона. Зная объём, можно приступать к заготовке строительного материала. В среднем на один кубический метр бетона вам понадобится: 300 кг цемента М400, 700 кг песка, 900 кг щебня мелкой фракции.

      Высокая дорожка визуально кажется более массивной и, следовательно, надёжной.

    • Определитесь с формой дорожек и местом, где они будут выполнены. Понятное дело, что они будут проходит строго индивидуально в каждом случае. Но лучше пройтись по участку и выбрать ширину в зависимости от обстоятельств: к примеру, густо посаженные деревья могут ограничить вас в ширине, а холмистая местность заставит вас немного подровнять участок.
    • Установите опалубку. Самым лучшим, но и самым трудоёмким способом будет установка опалубки так, чтобы верхняя её часть была установлена вровень с предполагаемой поверхностью дорожки. Таким образом вам будет очень легко и просто выравнивать бетон. Для фиксации опалубки можно использовать любые материалы: кто-то отдаёт предпочтение металлическим или деревянным кольям, кому-то больше нравится подпирать опалубку тяжёлым шлакоблоком, а кто-то забивает в землю куски листового железа.
    • Если грунт на месте будущей опалубки рыхлый, то настоятельно советуем утрамбовать его. В противном случае дорожка под весом и не без помощи дождей просядет и, как следствие, треснет сразу в нескольких местах. Трамбование каждый выполняет по-своему. Мы, например, используем кусок отпиленного бревна диаметром около 20 сантиметров, где сверху приделана ручка. Встречались нам мастера, которые использовали тяжёлый прямоугольной формы отрезок металла, сверху которого была приделана рукоятка.
    • Выполните песчано-гравийную подушку. Название только страшное, а сам процесс довольно простой: засыпьте слоем примерно в 5 сантиметров мелкий щебень с песком и также утрамбуйте подушку. Многие отказываются от этого и тем самым обрекают дорожку на растрескивание. Предназначение подушки — служить амортизатором между грунтом и бетоном. Ведь грунт имеет свойство двигаться вверх-вниз и в стороны. Человеческий глаз этого не замечает, но движение не прекращается вот уже миллионы лет. Собственно, именно таким образом и появились горы, низины и материки на нашей планете.
    • Когда всё вышеизложенное выполнено, можно приступать к заливке. Мы всегда используем цемент марки 400, но для бетона используем 1 часть цемента на 2,5-3 частей песка и 3 частей щебня. Вполне возможно, что другие мастера пользуются другими рецептами и даже, скорее всего, что так и есть. Но мы для себя выбрали такой способ и не жалеем. Если переусердствуете с песком, то дорожка получится довольно хрупкой. Добавите меньше щебня — получите перерасход дорогого цемента.

Заливку лучше выполнять частями. Если дорожку разделить на равные участки и между ними внутри опалубки установить перегородку, то вероятность возникновения трещин в будущем сокращается в разы. Очень хорошо зарекомендовало себя стекло в этом плане. Оно не сгниёт, а значит его не понадобится даже вытаскивать после высыхания дорожки. Кто-то использует деревянные дощечки или обрезки фанеры. Вытаскивать их после заливки нужно очень аккуратно, чтобы не повредить дорожку. Если оставите их внутри конструкции, то со временем они начнут гнить, внутрь будет попадать талая вода и тогда заморозки могут разрушить все ваши старания.

На данном фото заметна граница между двумя участками дорожки. Позже их можно заполнить песком, мелким гравием или оставить как есть.

  • Сразу после заливки нужно протрамбовать бетон и выровнять его. Ещё на этапе установки опалубки советуем выставлять обе стороны на разных уровнях. Это позволит заливать дорожку под уклоном и вся вода будет с неё стекать. На метр ширины дорожки достаточно 1,5-2 сантиметра уклона. Трамбовка выполняется практически чем угодно: хоть кельмой, хоть отрезком арматуры, хоть даже ногами в сапогах. Такие действия позволят минимализировать количество пустот в структуре дорожки, а значит она станет намного надёжнее. Выравнивать можно правилом, ровной рейкой или таким же ровным металлическим профилем небольшого сечения. Поскольку опалубка будет препятствовать продавливанию бетона, то этот этап вам дастся особенно легко.
  • После заливки оставляйте готовую дорожку на высыхание и только тогда снимайте опалубку. Время высыхания зависит от погоды, времени года и температуры окружающей среды. В среднем это примерно 2-4 дня. Если все работы придётся выполнять в жаркое лето, то нелишним станет ежедневный полив дорожки водой уже на следующий день после заливки. Выполняйте полив 3-4 раза на день в течении времени высыхания и ваша дорожка станет ещё крепче и надёжнее.

10 полезных советов

Исходя из своего опыта, приведём несколько советов, чтобы максимально снабдить вас информацией перед заливкой дорожек на участке:

  1. В бетон можно добавлять пигменты для создания определённого цвета. Тогда ваша дорожка будет не унылой серой и нестандартной. Многие, чтобы сэкономить денег, добавляют в бетон сажу. Тгда дорожка приобретает чёрный цвет.
  2. Если потребуется выполнить плавный поворот дорожки, то без гибкой опалубки не обойтись. Это может быть узкая полоса ОСБ или металла, фанеры или панели ПВХ. Только чем тоньше материал, тем надёжнее его нужно зафиксировать. В противном случае вместо ровных краёв получится что-то несуразное и довольно уродливое подобие дорожки.
  3. Не старайтесь улучшить внешний вид своей дорожки на даче различными узорами на поверхности. Поскольку это не тротуарная плитка, изготовленная на вибростоле, то любые углубления на поверхности приведут к быстрой порче дорожки.
  4. Настоятельно рекомендуем использовать речной или морской песок. Карьерный песок содержит много примесей земли или глины, а значит дожди разрушат вашу конструкцию куда быстрее, чем вы ожидаете. Мы уже описывали свойства карьерного песка несколько месяцев назад, так что повторяться не станем.
  5. Армировать или нет? С одной стороны, это потребует дополнительных расходов, но, с другой стороны, это повышает надёжность дорожки. Выбор за вами, но не забывайте о платёжеспособности скупого — помните поговорку?

    Для армирования подойдёт арматура, толстая проволока или даже кладочная сетка.

  6. Учитывая толщину слоя бетона, подушки под ним, то высота дорожки может оказаться достаточной. Огромной высоты можно избежать только тщательным утрамбовыванием грунта на месте предполагаемой дорожки. Лучше так, чем делать слои тонкими и тем самым сознательно обрекать бетонную конструкцию на трещины.
  7. То, что полив водой дорожки только сделает её крепче — доказано не только нами. Однако уклон позволит жидкости быстро стекать. В таком случае советуем устелить дорожку старым хламом: негодное для пользования одеяло или даже ненужные простыни. Да хоть дырявые и приготовленные к утилизации брюки! Главное, что мокрая ткань задержит влагу и это большой плюс.
  8. Чем мельче фракция щебня, тем проще будет выровнять поверхность дорожки. Можно использовать 5-10 или 10-20, более крупнее щебня вам не понадобится. В конце концов, это не фундамент.
  9. Если на пути следования будущей бетонной дорожки будет расположена яма (природное углубление) и вы решите её засыпать, то это место потребует особенно тщательного трамбования. Но потрудиться стоит, если не хотите в этом месте уже через несколько месяцев заметить трещину.
  10. Если дорожка проходит мимо молодого дерева, то спустя пару лет корни могут подымать дорожку. Ясное дело, что рубить дерево до начала работ жалко и глупо. Тогда попробуйте проложить иной маршрут или максимально отступить от деревца.

Вместо заключения

Как видно, бетонные дорожки на даче своими руками — это несложно. Не смущайтесь, что вид таких конструкций кажется невзрачным, ведь красота здесь не столь уместна. Главным в данной ситуации будет их надёжность, а она обязательно будет высокой, если всё сделать верно. Цветные пигменты помогут частично решить проблему, если вам так хочется выделиться.